Лебедь со спинкой и длинным хвостом

Лебедь выполняется так же, как и предыдущие модели,но с одним отличием - внутрь вставляется спинка, переходящая в хвостик, поэтому птица приобретает несколько другой вид.

Лебедь со спинкой и длинным хвостом

Птица машущая крыльями

Среди моделей оригами немало птиц и других существ, умеющих махать крыльями. Такие модели придумывают мастера оригами из разных стран мира.

Птица машущая крыльями

Рубашка из доллара

Это очень старый фокус, но на любой вечеринке он до сих пор пользуется неизменным успехом.Попросите у кого-нибудь «напрокат» банкноту - например долларовую

Рубашка из доллара

Слово «оригами» - японское. В переводе оно обозначает - «сложенная бумага». Искусство складывания бумаги зародилось в Японии приблизительно в VIII веке. И на протяжении нескольких столетий развивалось только в этой стране.

Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии, а после Второй мировой войны началось его бурное развитие в других странах мира.
Произошло это благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы, который изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записывать схему складывания любой фигурки.

Это своеобразный «язык» оригами, который очень легко выучить. И тогда без труда можно складывать тысячи фигурок оригами.

Слово «оригами» по японски

Слово оригами по японски

Оригами

Оригами бык
Мокрое складывание - техника складывания оригами,разработанная Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жёсткости.

До этого идеалом оригами было проведение точно определённых плоских складок. Лучшая иллюстрация подобной тенденции - математика оригами.

Однако для таких негеометричных объектов, как животные и цветы прямые линии скорее исключение. Мокрое складывание, возникнув более двадцати лет назад, остаётся практически единственным способом создать красивые трёхмерные фигурки, столь похожие на оригинал.

 

 

Методика складывания и рекомендации

Данной техникой, в принципе, можно складывать любые модели, хотя лучше всего подходят простые фигурки, особенно животных. Перед началом складывания мокрым способом желательно сложить модель обычным образом, чтобы хорошо изучить процесс складывания. Считается, что мокрое складывание сложнее сухого, и новичку может показаться весьма трудным.

Далее, требуется бумага, обладающая определёнными свойствами (растворимая проклейка, см ниже). Как правило, чем толще бумага, тем она лучше подходит для данной техники, но единственный способ проверить пригодность бумаги - попробовать сложить из неё что-нибудь мокрым способом. Примерный диапазон плотностей - от 90 до 170 г./кв.м., чем больше и проще модель, тем плотнее должна быть бумага и наоборот.

Для смачивания можно использовать чуть влажную губку, ткань или пульверизатор. Лист не должен быть в буквальном смысле мокрым — слегка увлажняются лишь те места, где необходимо придать бумаге форму рассматриваемым способом.

Если требуется сделать несколько влажных сгибов, следует дождаться высыхания предыдущей складки, прежде чем переходить к следующему шагу (высыханию можно помочь теплом собственных пальцев). Не стоит делать острые складки, тем более проводить по ним ногтем или ножницами - такие складки впитывают больше влаги и поэтому легко рвутся.

Сложенную модель необходимо высушить, при необходимости использовать различные способы фиксации (булавки, прищепки, резинки) для предотвращения деформации модели до полного высыхания. Последнему процессу можно способствовать, например феном.

 

 

Недостатки

До сих пор многие оригамисты избегают мокрого складывания из-за некоторых его недостатков. С влажной бумагой тяжело работать и она легко рвётся.

Трудно создавать многослойные складки - в них мокрая бумага расползается, а её требуемая толщина не позволяет проводить такие складки точно.

Однако при использовании тонкой бумаги данная техника наоборот, позволяет сделать многослойные складки куда тоньше и острее, что важно при складывании ног и антенн у членистоногих. Принцип действия и бумага

Техника мокрого складывания использует свойство влажной бумаги после высыхания сохранять форму, которую ей придали. Секрет кроется в проклейке бумаги - растворимом в воде клее, связывающем волокна бумаги и придающем ей жесткость.

При смачивании бумаги клей растворяется, волокна отделяются друг от друга и лист становится мягким и податливым. При высыхании происходит обратный процесс и бумага принимает желаемую форму.

Обычно такая бумага выпускается одноцветной, в отличие от традиционно используемой в оригами двухцветной бумаги. Однако это препятствие можно обойти, склеив водорастворимыми клеем два тонких разноцветных листа.

Подробнее о бумаге для мокрого складывания можно прочесть на сайте (англ.) Роберта Лэнга.

 

 

Распространённость

Технику мокрого складывания используют очень многие профессионалы и мастера оригами. Одним из самых видных оригамистов, работавших в данной технике, был Эрик Жуазель(1957-2010). Он специализировался на фигурках животных, людей и сказочных существ (например фей).

Он также создал множество очень красивых масок. Роберт Лэнг и Джон Монтролл также практикуют эту методику.

 

Оригами дракон
Паттерн (англ. crease pattern, также CP, устаревший термин «развертка») - один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели.

Паттерн бывает удобен для описания сложной модели, когда обычная запись бывает слишком громоздкой.

Более существенно, однако, то, что паттерны стали использоваться при проектировании современных сверхсложных моделей, подняв искусство оригами до небывалых высот реализма.

 

 

История паттерна

Идея записи схемы в виде паттерна не так уж нова. Ещё в 1960-70-х годах многие оригамисты, такие как Нейл Элиас, часто использовали паттерны для описания своих работ.

Однако настоящая популярность к ним пришла около 15 лет назад. Причин к этому было несколько. Во-первых, намного проще нарисовать один чертёж, нежели детальную пошаговую последовательность складывания.

Во-вторых, многие оригамисты используют паттерн в процессе разработки схемы, так что она достаётся им задаром. И, наконец, с ростом квалификации оригамистов по всему миру, стало больше людей, умеющих читать паттерны.

 

 

Особенности паттерна

Может показаться, что паттерн не так иллюстративен, как пошаговая схема складывания. На самом деле, паттерн даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана.

При современном способе конструирования, как утверждает Роберт Лэнг, сам автор может не знать всю последовательность складывания, более того, её просто может не существовать - в некоторых моделях все складки развёртки осуществляются одновременно, без промежуточных шагов.

Следует учесть, что на паттерне могут быть нанесены не все складки, он может передавать лишь основные черты окончательной модели — окончательную форму должен придать фигурке сам складывающий.

В паттернах редко применяются стандартные обозначения складок - долиной и горой. На чертеже присутствуют сотни линий и использование штриховых и штрих-пунктирных линий делает его нечитабельным.

 

Олень и его паттрен,созданные Робертом Лэнгом при помощи программы Treemaker

Оригами олень

 

Общепринятой системы обозначений для паттернов ещё не сложилось, однако есть несколько наиболее популярных.

Неявный паттерн: все линии обозначаются одинаково.

Явный паттерн: линии гор и долин различаются.

Метод, широко используемый в печатных изданиях с черно-белыми схемами: горы и долины обозначатся линиями разной толщины.

Еще один метод, разработанный для печати: горы обозначаются сплошными линиями, долины - пунктирными. Таких обозначений придерживается, например, Роберт Лэнг.

Метод, применяемый при публикации в интернете (например, на фликре): горы и долины обозначаются линиями разного цвета (обычно красного и синего).

 

Модель простого оригами
Простое оригами (англ. pureland origami) - стиль оригами,придуманный британским оригамистом Джоном Смитом.

 

Стиль ограничен использованием только складок горой и долиной.

 

Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками.

Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты. При создании моделей в данной технике ищется минимальный набор складок, который бы отражал основные черты складываемой фигурки.

Также одним из отступлений относительно традиционного оригами является необязательность однозначного задания новых складок уже существующими элементами - многие складки проводятся на глаз.

Однако это не есть недостаток, так как в силу принципа минимального складывания, где каждая складка обладает максимальной выразительностью, невозможность сложить две одинаковые модели выливается в огромные возможности для детского творчества (особенно касается выражений лиц и фигурок животных).

 

Модели модульного оригами
Модульное оригами - техника складывания оригами,которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги.

 

Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга.

Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой.

 

 

Ограничения и особенности

Модульное оригами подразумевает складывание из многих одинаковых модулей (последние, правда могут быть разных типов). Это отличает модульное оригами от более общего случая многолистного оригами, где идентичность модулей не существенна.
В сколько-нибудь сложных изделиях объёмного модульного оригами (например, большинство кусудам) без использования клея и других средств соединения обойтись не удаётся.

Лишь в простых случаях (кубик Сонобе, целый ряд плоских изделий и т.п.) модули достаточно прочно держатся друг за друга лишь за счёт силы трения. Однако и при составлении плоских панно-оригами из многих сотен, а порой и тысяч модулей, нередко используется клей.

В зависимости от способа соединения модулей между собой можно получить ту или иную конструкцию. Модели модульного оригами могут быть как плоскими, так и трёхмерными.

Первые обычно представлены многоугольниками (их обычно называют подставками), звёздами, вертушками и кольцами, вторые же - правильными многогранниками или их композициями.

 

 

История

Первое упоминание о модульном оригами встречается в японской книге «Ranma Zushiki» Хаято Охоко в 1734 году. Она содержит гравюру, изображающую группу традиционных моделей оригами, одна из которых — модульный куб. Куб показан в двух ракурсах, а в пояснении он описывается как «таматэбако» или «сундук волшебного сокровища».

В книге Исао Хонда «Мир Оригами», опубликованной в 1965 году, по видимому изображена та же модель, которую он называет «Кубической коробкой». Шесть требуемых для конструирования модулей были созданы из традиционной японской фигурки, известной как «мэнко». Каждый модуль формирует одну грань собранного куба. Ещё одной традиционной формой модульного оригами является кусудама.

Также ряд моделей модульного оригами существует в китайской традиции бумажного складывания, особенно примечательны лотос, сделанный из "бумаги счастья", а также пагода.

Несмотря на давнюю историю модульного оригами, большинство традиционных фигурок всё же сложены из одного листа бумаги. Возможности, присущие модульному оригами, не развивались вплоть до 1960-х, когда данную технику открыли заново Роберт Нейл в США и, позднее, Мицунобу Сонобе в Японии. С тех пор модульное оригами популяризировалось и широко развивалось и сейчас оно представлено тысячами работ.

 

 

Примеры

 

Кусудама

Одним из наиболее часто встречающихся объектов является кусудама - объёмное тело шарообразной формы, собранное из бумажных цветов. В древности японцы использовали сложенные из бумаги кусудамы для лечения больных, складывая внутрь лечебные травы и подвешивая кусудаму над постелью больного.

 

Пример использования модуля Кусудама

Модуль Кусудама

 

Основой кусудамы, как правило, является какой-либо правильный многогранник (чаще всего куб, додекаэдр или икосаэдр). Несколько реже (в силу большей сложности и трудоёмкости изготовления) за основу берётся полуправильный многогранник.

Составные части кусудамы не встраиваются друг в друга, а зачастую склеиваются или даже просто сшиваются вместе ниткой. Сейчас кусудамой иногда называют любой объект модульного оригами шарообразной формы.

 

Модуль Сонобе

Мицунобу Сонобе разработал систему модульного оригами, позволяющую сконструировать практически любую трёхмерную фигуру. Её основой служит модуль Сонобе (или его разновидности) - параллелограмм, имеющий два кармана для соединения с другими параллелограммами.

 

   Виды техники оригами